Актуальность правового регулирования процессов миграции, защиты прав мигрантов и членов их семей, совершенствования законодательства, регулирующего трудовые отношения иностранных работников в России сомнений не вызывает.

На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.

Миграционный приток в Российскую Федерацию компенсирует естественную убыль населения и является источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составляет около 3 млн. человек (3-4 % от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов России).

Образовательные организации и факультеты, которые готовят кадры квалифицированных юристов для нашей страны, не могут оставаться в стороне от участия в реализации Концепции государственной миграционной политики, которая утверждена Указом Президента РФ от 31.10.2018 N 622 и рассчитана до 2025 года

В целях активизации этого направления деятельности нам не обойтись без сотрудничества с работодателями, их объединениями, профессиональными юридическими сообществами, с которыми, например, юридический факультет Московского гуманитарного университета сотрудничает на протяжении более 20 лет.

Факультет 30 апреля этого года получил приказ Рособрнадзора о государственной аккредитации на ближайшие 6 лет, т.е. на весь период реализации Концепции государственной миграционной политики.

Несмотря на то, что МосГУ – негосударственный вуз, на нас полностью распространяются требования Федеральнго закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, который гласит, что вузы в своей деятельности руководствуются Федеральным государственным стандартом, представляеющим собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти

          В юриспруденции Министерством образования утверждены 2 стандарта: ФГОС бакалавра, который вступил в силу с 01 сентября 2017 года и ФГОС магистра юриспруденции, действующий с 2010 года. Оба они определяют требования, которым должен соответствовать выпускник бакалавриата или магистратуры. За время учебы выпускники должны приобрести  такие компетенции, которые позволят им в будущем занять соответствующие должности на работе. Стандарт и бакалавра и магистра требует, чтобы к учебному процессу были привлечены не менее 5% преподавателей из числа руководителей и ведущих специалистов профильных организаций.

         Выполняя эти требования мы заключаем договоры о сотрудничестве либо о проведении практики обучающихся с такими организациями. У нашего факультета заключено 28 договоров с адвокатскими образованиями, судами, прокуратурой, объединениями работодателей и т.д.

Но этого в нынешних условиях не достаточно. Взаимодействие с работодателями нужно расширять и развивать новые направления сотрудничества. Одно из таких направлений может быть создание магистратуры по подготовке специалистов в области трудовой миграции.

Говоря о миграционном законодательстве и специалистах в этой сфере, можно с удовлетворением отметить, что приказом Минтрула РФ от  29 октября 2018 г. N 672н  утвержден профессиональный стандарт специалиста по трудовой миграции.  В юриспруденции утвержден только один профессиональный стандарт следователя – криминалиста, других стандартов нет. Поэтому мы с радостью восприняли проф. стандарт специалиста по трудовой миграции, где сказано, что это может быть юрист с высшим образованием бакалавриата или магистратуры. Есть требования к знаниям и умениям такого специалиста, значит, мы уже знаем, к чему готовить своих выпускников, которые имеют право выбирать профиль подготовки.

Мы планируем открыть магистратуру по подготовке специалиста по трудовой миграции с 2020 года и очень надеемся на помощь ученых и работодателей. Ученые, занимающиеся проблемами трудовой миграции могут принять участие в разработке программы подготовки, а работодатели, помогут с практической подготовкой квалифицированных специалистов, которые впоследствии придут к вам на работу. У нас давно преподают такие известные ученые, В.А. Волох, который ведет занятия и магистратуре, и в бакалавриате по особенностям правового регулирования труда иностранных работников и правовому положению мигрантов. К.Д. Крылов также на протяжении многих лет преподает международное и сравнительное трудовое право, международные стандарты труда, в числе которых и проблемы миграционного законодательства

Надо сказать, что студентов волнуют проблемы миграционного законодательства. В феврале мы проводили свою традиционную конференцию, посвященную Всемирному дню социальной справедливости, так из 72 научных статей, которые были представлены учеными и студентами – 7 статей, т.е. 10% посвящены проблемам миграции. Отрадно, что студенты вникают в проблемы правового регулирования трудовых и социальных отношений мигрантов и предлагают свои пути решения этих проблем. Так студент4 курса Николай Щелкунов пишет, что правовое регулирование труда мигрантов вызывает обеспокоенность в научном сообществе и у практических работников. Право иностранных работников на юридически правильное оформление на работу, создание для них здоровых и безопасных условий труда, медицинского и социального страхования систематически нарушается, чем создается социальная напряженность в обществе. Студент предлагает в рамках СНГ, ЕвраАзЭс принять специальные акты о труде мигрантов под эгидой этих организаций.

Студентка 3 курса Кристинв Жидкова предлагает сместить акценты борьбы с незаконной миграцией с самих мигрантов в сторону работодателей и конституционного, а также трудового законодательства.

Сотрудничество с работодателями, занимающимися проблемами миграции важно и в плане создания благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации.

Мне представляется плодотворной идея, высказанная В.А. Волохом в его статье об открытии организациями, занимающимися проблемами миграции, представительств или участия в ярмарках вакансий, организуемых государственными службами занятости населения в государствах, откуда идут постоянные потоки желающих приехать на работу в Россию. Наш преподавательский состав мог бы выезжать в такие государства и проводить заранее цикл лекций о требованиях российского законодательства к иностранным работникам.

В свое время мне показалась важной деятельность профсоюза трудящихся мигрантов, которые направляли своих представителей в поезд Ташкент – Москва и консультировали будущих работников и сразу принимали их в члены профсоюза. К таким консультациям можно было бы привлекать и обучающихся, которые будут проходить подготовку по профилю «специалист в области трудовой миграции»

Таким образом, поле для сотрудничества между юридическими вузами и факультетами и работодателями, ЧАЗами огромное и не паханное. Поэтому предлагаю организациям, заинтересованным в получении хороших и надежных специалистов обсудить более конкретные направления сотрудничества.

Мигранты – нужные люди

Давайте про них не забудем!

Давайте их встретим красиво,

Чтоб в России они были счастливы!

Чтобы труд их в России стал достойным,

А семьи их были сыты и спокойны!

Мы готовы их обучать,

Как права свои защищать!

А в сотрудничестве с работодателями

Мы к мигрантам будем еще внимательнее!

Т.А. Сошникова

определены и применяются дифференцированные требования к уровню знаний русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации, необходимых иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации и получения разрешения на временное проживание и вида на жительство;

Эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также от практического применения миграционного законодательства Российской Федерации, результативности мер противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за их нарушение.